Главная » Статьи » Семинар

Самореализация личности ученика в адаптивной школе Коленченко Т.М.

Коленченко Т.М.,

учитель музыкального искусства

высшая категория

 

Самореализация личности ученика в адаптивной школе

В практической работе школы выстраивают свои собственные модели адаптивных систем, в основе которых чаще всего лежит личный опыт педагогов, а также анализ результатов учебно-воспитательного процесса.
Адаптивная школа создает условия для самореализации личности ученика, она строится на основе системного, синергетического и диалогического подходов. К ее особенностям можно отнести открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность. Адаптивная школа не только приспосабливается к внешней среде, но и сама влияет на нее, «приспосабливается также к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак адаптивной школы — развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей». Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но на них используется метод, развивающий интеллект ребенка.

Наше время — это время перемен. Сейчас Украине нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свои лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. Каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Но кого-то из них вовремя не заметили, недоучили. Возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, упускать нельзя. В это время он еще не разучился удивляться богатству и красоте окружающего его мира и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

Творческие способности свойственны любому нормальному ребенку. Главное — это раскрыть их во время и развить. Развитие творческих способностей – одна из задач адаптивной школы. Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, обучающиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На уроках музыки детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное. Поэтому необходимо уделять большее внимание творческому развитию обучающихся в различных видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, слушании музыки.

«Сюжетный урок» позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Развивающие, обучающие, сюжетно-ролевые, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки, — именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, активизируют и развивают внимание, память, интеллект, эмоции.

Импровизация, которая является результатом детской творческо-игровой работы на уроке, становится наиболее естественным видом деятельности для детей. Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринужденности составляют суть деятельности на таком уроке. Интонационно-речевые, двигательные, инструментальные импровизации и различные комбинации из них, умело организуемые и направляемые учителем, позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики — обучение и воспитание через творчество.

Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, фантазию, мышление, формируют художественную интуицию, эстетический вкус, способность высказывать свое собственное мнение. В условиях групповой, коллективной работы успешно решается проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение сотрудничать с другими членами классного коллектива.

Особенности музыкальных образов в духовной музыке

5 класс. Музыка.

 

Цель – научить детей понимать христианскую духовную музыку; воспринимать произведения живописи и архитектуры; дать определение понятий: «хоровой концерт», «месса», «Капелла», «реквием», «литургия». Углубить знания учащихся по музыкальной литературе, развивать образно-ассоциативное мышление, понимание добра и любви, которое несет в себе духовная музыка. Обогащать слуховой опыт детей новыми интонациями, мелодиями, которые отличаются от фольклорной, классической и современной музыки; формировать музыкальную культуру, как часть духовной культуры. Научить понимать особенности музыкальных образов в духовной музыке. Воспитывать высокие моральные качества (патриотизм, любовь, сочувствие, чувство красоты и гармонии, внутреннего покоя, уважения к человеку).

Оборудование: фортепиано, нотный материал, музыкальный центр, плакаты упражнений, портреты композиторов (Д. Бортнянского, Н. Лысенко, Т. Петриенко), высказывания о музыке, иллюстрации.

Ход урока:

Музыка – это гимнастика души.

Платон.

Музыка – могучий источник мысли,

Без музыкального воспитания

не возможно полноценное умственное развитие.

В. Сухомлинский.

1. Организация класса.

Музыкальное приветствие. Звучат «Ростовские звоны». Они постепенно затихают и на их фоне учитель читает стих М. Мельника «О, музыка, благословенна будь»:

О, музико, благословенна будь!

З тобою я ніколи не прощався, у дні журби та у часи спокут

Тобою кожен ранок починався.

Об тебе розбивалися віки,

Як списів рій о шоломи черлені,

Брини й сьогодні – чисто і знаменно

Із витоків прадавньої ріки.

-​ Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

-​ В начале урока прозвучала духовная песня. Кто ее автор? Как она называется?

-​ Где можно услышать такую песню?

-​ Какие вы знаете культовые достопримечательности, где звучит духовная музыка?

-​ Что мы называем духовной музыкой?

 

Словарик:

Духовная музыка – это музыка религиозного содержания, которая исполняется в храме.

2. Беседа учителя.

С развитием христианских достопримечательностей развивалась изобразительное искусство. Значительное внимание христианскому искусству уделяли такие художники, как Н. Ге («Распятие»), А. Новаковский («Собор Святого Юра на закате солнца»), М, Холок («Святое семейство»).

С принятия христианства в Киевской Руси начала развиваться хоровая музыка. Основной чертой древне-русского духовного пения является акапельность.

- Что значит пение а капелла?

Словарик:

А капелла – исполнение хорового произведения без инструментального сопровождения.

Хоровые дирижеры, служители церкви были приглашены из Византии и Болгарии. Центром создания церковного пения второй половины 11 века стал Киево-Печерский монастырь. Система церковных напевов называлась крюками или знаменами. Отсюда и название крюковое, знаменное письмо, знаменный распев. Слово «знамя» означает «знак».

Распевы были связаны с характером службы, местности. Именем мастера «распевника». Сначало это было одноголосное акапельное пение, а позже появилось многоголосное хоровое пение, партесный концерт.

Демонстрация иллюстраций крюкового и знаменного письма.

Сейчас мы споем попевку известного московского распевника 16 века Ф. Селянина.

3. Вокально-хоровая работа:

А) сольфеджирование;

Б) пение со словами.

Профессиональная музыка того времени, помимо монастырей и храмов. Сосредотачивалась в братских школах и академиях. Первая такая академия на восточных славянских землях возникла в 1580 году в Остроге. В стенах этой академии церковное пение изменилось. И со временем в сборниках церковных напевов возникают Острожские напевы.

Появляются канты, вертепы, школьные театры, Киево-могилянская академия. Спецшкола в Глухове выпускала певцов, музыкантов для царского двора. Со временем ее присоединили к придворной певческой капелле в Петербурге.

Тема духовности всегда притягивала внимание творцов. Знаменитые иконописцы и маляры создавали высоко-художественные духовные образы на полотнах, стенах храма, скульптурно-архитектурных ансамблях. На основе религиозных текстов, а так же под влиянием иконописных полотен появилась особенная музыка – духовная: совершенные хоралы, торжественные мессы, великие реквиемы… Эта музыка всегда будет очаровывать человека своей утонченностью, совершенством, открытостью и красотой.

Словарик:

Хорал – хоровое пение на религиозный текст.

Литургия – главное богослужение, которое сопровождается пением и музыкой.

Реквием – многоголосное вокальное произведение печального характера.

4. В течении столетий духовную музыку создавали лучшие представители музыкальной культуры: И. Бах, В. Моцарт, Г. Гендель, П. Чайковский; украинские творцы – Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель и др.

Золотым периодом духовной музыки на Украине был 28 – 29 век. В то время культурному человеку не обязательно было быть профессионалом в географии или анатомии, но незнание нот или неумение петь, играть на каком-нибудь инструменте были признаком невежества. Именно в этот период создавали музыку украинские композиторы, которые часто жили в нищете, унижении, в отличии от иностранных музыкантов, которые в России были окружены уважением и роскошью. Их творчество почти не исследовалось и не изучалось.

Мы создали творческие группы и вы получили домашнее задание подготовить сообщения о великих украинских композиторах.

5. (Сообщение о жизни и творчестве М. Березовского).

К сожалению, из 20 созданных Березовским концертов, сохранилось только несколько. Лучший среди них – «Не отверже меня во время старости» – отличается строгостью стиля, драматизмом, полифоническим развитием. В произведении четко прослеживается смена характера музыки. Концерт является образцом высоко гуманистической музыки, образцом украинского искусства. Сегодня мы послушаем фрагмент хорового концерта – третью и четвертую часть (адажио и фугу). Это тихая и грустная молитва к Богу, чтобы не оставлял человека тогда, когда ему старому и немощному больше всего нужно душевное тепло и поддержка.

Не покидай меня у пору старости,

Когда уменьшится сила моя,

Не оставляй ты меня,

Ибо враги мои против меня сговорятся.

Говоря: «Бог покинул его».

Боже мой, - поспеши на помощь мне.

(Звучит музыка).

Визуальным дополнением к произведению идет демонстрация репродукции картины А. Иванова «Явление Христа народу».

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Какие вы увидели музыкальные образы?

- Какую роль в обогащении музыкальной палитры играет контраст тембров звучания разных голосов?

Широта и напевность мелодики, ее яркая выразительность и эмоциональность, задушевность и простота – эти все признаки характерны для творчества украинского композитора Д. Бортнянского.

- А что вам известно о жизни и творческом пути этого композитора?

6. (Сообщения учащихся).

Ярким примером типичной песенной распевности рядом с интонационной близостью к народной песне является хоровой концерт №24. в эпизоде, который мы сейчас послушаем, слышны типичные интонации украинских лирических песен.

(Звучит концерт №24).

Визуальным дополнением есть репродукция картины В. Васнецова «Крещение Руси».

Анализируя духовное содержание и звучание хорового концерта, мы можем отметить его лирическую мелодичность и напевность, а так же особенности движения хоровых партий. Исполнение многоголосного произведения многоголосным хором вызывает чувство печали и радости, тревоги и надежды, каждодневного и одновременно чего-то неземного, т.к. в этом пении – душа народа, его мироощущение и мировоззрение.

Именно такой есть духовная музыка еще одного украинского композитора А. Веделя.

7. (Сообщения учащихся).

Одним из лучших хоровых полотен композитора есть «Херувимская».

Херувим – это ангел высшего чина, Божий посланец, посредник между Богом и людьми. В древние времена музыку считали наследием пения ангелов.

«Херувимская» – музыкальное произведение, написанное в стиле барокко, которому присущи яркость тембровых красок, развернутый полифонический состав. Херувимская песня – это молитва Господа в Гетсиманском саду. Мы можем представить подвиг Господа, его страдания за грехи человеческие. Слушая музыку, посмотрите на репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери, созданную в 12 веке, и на фото Владимирского собора в Киеве.

(Звучит музыка).

- Какой характер музыки?

- Какие образы вы увидели в музыке?

- Влияет ли слушание «Херувимской» и созерцание иконы на формирование образа Бога?

- Какие особенности музыки вы услышали?

А в небо дитяча молитва полине,

І в ній наша віра, надія, любов

До того, хто іменем Божого сина

До кожного серця сьогодні ввійшов.

- Какие чувства у вас вызвал стих? И созвучны ли характер и настроение поэтического произведения А. Жидкевича и музыкального – А. Веделя?

8. Сегодня я хочу вас познакомить с легендой о создании песни-молитвы за Украину «Боже Великий, Единый», которую написал украинский композитор Н. Лысенко на стихи А. Кониского. А история такова… Как-то Господь Бог решил наградить детей мира талантами. Французы выбрали элегантность и красоту. Венгры – любовь к хозяйству. Немцы – дисциплину и порядок. Поляки – способность к торговле. Итальянцы получили склонность к музыке.

Наградив всех, поднялся Господь Бог со своего трона и, вдруг увидел в углу девочку. Она стояла босая, одетая в вышитую сорочку, русая коса овита синей лентой, а на голове – венок из красной калины. «Ты кто? Чего плачешь?» – спросил Бог.

«Я – украинка, а плачу потому, что стонет моя Украина от проливаемой крови и пожаров. Сыновья мои на чужбине, на чужой работе. В своем доме нет правды и воли.»

«Почему же ты не подошла ко мне? Все таланты я раздал. Как помочь твоему горю?»

Девочка хотела уже уйти, но Бог остановил ее: «Есть у меня бесценный дар, который прославит тебя на весь мир. Это – песня.»

Взяла девочка подарок и крепко прижала его к сердцу. Поклонилась низко Богу и с ясным лицом и верой понесла песню в народ.

(Исполнение песни Н. Лысенко «Боже Великий, Единый»).

9. Вокально-хоровая работа.

Национальный духовный гимн «Молитва за Украину» сразу вышел за пределы религиозных песнопений и получил всеукраинское признание. Сегодня возрождение этой песни оправдано, ведь и поэта и композитора на ее создание вдохновила любовь к Родине и родному народу.

Лирико-патриотическая тема является главной в творчестве украинского композитора Т. Петриенко. Песня «Украина» является одним из знаменитых его произведений, которая стала современным символом Украины. В песне раскрыт образ горячей любви к Родине. Широко льется ее замечательная певучая мелодия.

(Звучит песня «Украина»).

- Что общего в песнях «Молитва за Украину» и «Украина»?

- Какие особенности музыкальных образов?

(Исполнение песни «Украина»).

10. Итог урока.

- Чем запомнился тебе урок?

- Что нового ты узнал?

- Какой информацией тебе хотелось бы поделиться с друзьями?

Подводя итог, мы можем сказать о той важной роли и значении духовной музыки в национальном музыкальном наследии в жизни каждого человека и всего народа. Духовая музыка является серьезной для восприятия, требует глубокой сосредоточенности и внимания, раздумий и мобилизаций внутренних духовных сил человека. Эти произведения предназначены для особых случаев.

11. Оценивание.

12. Учащиеся выходят из класса под звучание «Ростовских звонов».

Категория: Семинар | Добавил: school45nik (16.04.2015)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar